Новости
/ Цифровая трансформация школы – будущее уже наступило

Цифровая трансформация школы – будущее уже наступило

31
июля
2020
Цифровая трансформация школы – будущее уже наступило

- В пятом классе у меня уже был смартфон, и когда меня заинтересовала химия я смотрела опыты на ютюбе, а потом делала свой стрим в инстаграмме и меня смотрели ребята из пяти стран. За неделю у меня уже появилось 2 тысячи фоловеров. А в школе в это время происходило что-то параллельное и совсем неинтересное. Надо было учить тексты из бумажных учебников и дословно их рассказывать, - говорит ученица выпускного класса московской школы, - Мир давно изменился, и школа должна меняться вместе со всем миром.

Разработка новых подходов к модернизации системы образования — такова цель программы подготовки лидеров цифровой трансформации. Ее участниками стали более 17 тысяч директоров и заместителей директоров школ из 85 регионов, а девизом – принцип «Технологии под смыслы». В рамках реализации программы десять филиалов РАНХиГС в субъектах России и головной проектный офис в Москве работают с запросами, пожеланиями участников обучения в круглосуточном режиме.  «Мы хотим оперативно сформировать сообщество новых руководителей школ, «цифровых лидеров», которые станут пионерами цифровой трансформации школьного образования в своих регионах», – подчеркивает проректор РАНХиГС Иван Федотов.

По мнению исполнительного директора проекта Кристины Пушкаревой, основа современного образования – персонализация образовательного трека. И цифровизация здесь не самоцель, а инструмент для перехода к новой деятельности. «Необходимо понимать, что сегодня никто не может дать единого алгоритма осуществления цифровой трансформации. Это проект, который строится каждой школой самостоятельно, при методологическом и экспертном сопровождении нашей программы. Сколько у нас участников, столько потенциально и будет проектов цифровизации», – говорит Кристина Пушкарева.

 

Образование из будущего

Исследования готовности школ России к цифровизации (РАНХиГС, 2019 г.) показывают, что препятствиями часто являются не столько отсутствие в классах необходимых IT-ресурсов (инструментальный разрыв), сколько неумение их грамотно использовать (методический разрыв). А главное – неготовность сформулировать новые цели деятельности, в рамках которых цифровые технологии приведут к качественно новым образовательным результатам (мыслительный разрыв). Очевидно, что сохраняя прежние подходы, невозможно реализовать амбициозные задачи развития образования в соответствии с июльским Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Требуются новые программы профессионального развития руководителей школ и педагогов.

Для этого силами сотрудников Президентской академии при участии партнеров и был разработан уникальный комплекс программ «Цифровая трансформация школы». Программы содействуют готовности школ к внедрению не позднее 2024 года современной и безопасной цифровой образовательной среды.

Их комплект состоит из четырех логически связанных курсов, которые корректируются по ходу реализации в соответствии с принципами гибкого проектного управления, запросами участников. Слушатели самостоятельно выбирают набор курсов, уровень погружения, формат изучения материала. 

Первая из программ знакомит с понятийным аппаратом цифрового образования, вторая – с технологиями для трансформации школы, третья предназначена для формирования новой модели управления школой. Четвертая программа «Проекты цифровой трансформации школы» предполагает проведение очных проектно-аналитических сессий по финальной сборке замыслов (сформированных на 1-й программе), цифровых инструментов (отобранных на 2-й программе) и модели управления (разработанной на 3-й программе).

Программа «PRO-по выбору» (опциональная) содержит углубленные проектные задания.

 

Первопроходцы цифровой трансформации   

«Мы предлагаем не традиционные курсы повышения квалификации, а программу личного профессионального развития», – говорит академический директор проекта, руководитель центра проектного и цифрового развития образования РАНХиГС Павел Рабинович, - Программа живет по тем же принципам, которые доносит до участников: от коммуникации «без регалий и статусов» и вариативности контента до взаимопроверки работ вместо внешних оценок. Попав на программу, директора проживают эту новую реальность и могут перенести ее в школу. Мир сильно меняется, сегодня каждый человек может быть одновременно автором и потребителем образовательного контента. И новая задача учителя – направлять ученика, помогать ему в процессе самообразования.

Примечательно, что для выполнения проектных заданий руководителям школ необходимо вовлечь в эти задания других участников образовательного процесса (команду педагогов своей школы, сокурсников, партнеров, родителей учеников). Это обеспечивает ценность результатов программ для каждого конкретного образовательного учреждения с первых дней участия. 

“Наша команда реализует деятельностный подход. Хочешь что-то освоить, а не выучить – попробуй это преобразовать. Разработку реального проекта цифровой трансформации школы – сквозной и единственный обязательный трек программы. Каждое проектное задание содержит анализ разрывов, сравнение с другими школами и решения о действиях. А двигаясь по программам участник собирает целостный проект. Фактически, мы не выходим из процесса проектирования, а все учебные материалы используем как средства разработки проектов” – рассказывает руководитель проектной работы Кирилл Заведенский.

Важной особенностью крупнейшей по охвату участников и амбициозности программы является взаимная оценка слушателями выполнения проектных заданий как форма текущего контроля и аттестации ее выпускников (но по строго определенным критериям). Такой формат – это  не столько «оценка» в привычном понимании, сколько возможность изучить опыт коллег, повод проанализировать собственную работу в новом контексте.

Выбирать при этом можно все, включая партнеров по проекту. «Наша группа из представителей трех образовательных учреждений поработала над проектными заданиями. В результате появились идеи кооперации в рамках муниципалитета», – делится опытный педагог, один из участников проекта.

 

Отзывы, или «Меняйте колею!» 

«За 35 лет прошел массу всевозможных курсов. Поучат, протестируют, и разойдемся с приятным чувством исполненного долга. Здесь все по-иному. Тут замахнулись повлиять на будущее через нас, школьных директоров. Уже несколько дней знакомлюсь с теорией, читаю мнения коллег и организаторов, размышляю», – отмечает другой участник проекта РАНХиГС «Цифровая трансформация школы» для руководителей общеобразовательных организаций.

«Найти механизмы трансформации собственных уроков, свою колею онлайн-реформы далеко не просто, но критически важно», «Я поставил себе задачу быть примером и подопытным кроликом для коллег. Хочу учиться!», – подчеркивают слушатели курсов.

А вот еще несколько отзывов. «Вы, наверное, удивитесь, но в системе образования я работаю уже 58 лет. Из них директором школы 42 года. И все еще молод душой. Под моим руководством сложился крепкий коллектив, создана сплоченная административная команда. Школа дважды победила в конкурсе лучших школ ПНП «Образование», стала Школой года, Школой века, пять раз подряд побеждала в конкурсе «100 лучших школ России». Чтобы двигаться дальше, надо учиться. И я в проекте».

«Продолжаю ликвидировать личный мыслительный разрыв. Сегодня вебинар заставил задуматься о многом. Одну мысль озвучу. Где-то на просторах Facebook встретила фразу «Школа учит тому, что умеет сама». А ведь речь тут идет и про мягкие навыки всей школьной команды, про «самость». И про вклад каждого. В позиции равных. В Школу. Какую? В Школу Будущего, которую мы для себя назвали «Школа Перемен». Каких перемен? Рисуем образ. Отсюда и начнем трансформацию образования». 

«Спасибо за оперативные пояснения. Очень приятно, когда администрация и техническая поддержка действуют четко, слаженно и беспокоятся за людей! Удачи и успехов вам в дальнейшем».

 

Российская академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по инициативе Минпросвещения России и по заказу Фонда новых форм развития образования разработала и реализует уникальный комплекс программ «Цифровая трансформация школы» для руководителей общеобразовательных организаций субъектов России.
Программы содействуют готовности школ РФ к внедрению не позднее 2024 года современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование способности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, а также создание профессионального сообщества лидеров трансформации образования в субъектах России.
«Цифровая трансформация школы является необходимым условием развития национального образовательного пространства в условиях перехода к цифровой экономике», – отмечает заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, подчеркивая, что «разработанный РАНХиГС комплект дополнительных профессиональных программ направлен на формирование условий для эффективного исполнения в субъектах РФ национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Технологическим партнером программы выступила компания Гиперметод – один из лидеров разработки систем дистанционного обучения и развития человеческого потенциала. Контент-партнерами проекта выступили Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС, Ассоциация инновационных регионов России, Агентство стратегических инициатив, Агентство искусственного интеллекта, АНО «Россия – страна возможностей», Мастерская управления «Сенеж», компании «Skyeng», «Открытая школа», «Алгоритмика», «Core», «PitchMe», «eНано», «Научные развлечения», «Стемфорд», «Smart Race», «Better Life Company», «Мой офис», а также «Фонд развития интернета», проектная платформа «КосмОдис», журналы «Дети в интернете» и «Информатика и образование».
Среди спикеров проекта – директор Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов, проректор по развитию МГПУ Кирилл Баранников, заместитель директора ГБОУ СОШ №550 (Санкт-Петербург) Григорий Водопьян, заместитель директора Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Наталья Гаркуша, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» (Калининградская обл.) Алексей Голубицкий, генеральный директор «СмартКурс» Тимур Жаббаров, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ Елена Казакова, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша, руководитель методической службы ООО «Открытая школа» Наталья Кудимова, исполнительный директор школы «Айб» (Ереван, Армения) Арам Пахчанян, ректор Института дополнительного профессионального образования «4Портфолио» Светлана Панюкова, генеральный директор «Научные развлечения» Олег Поваляев, в.н.с. Школы антропологии будущего РАНХиГС, заведующий Лабораторией компетентностных практик образования МГПУ Александр Попов, академический директор международной школы программирования и математики «Алгоритмика» Андрей Ромашов, основатель и генеральный директор онлайн-платформы CORE Антон Сажин, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга ФИЦ ИУ РАН Алексей Семенов, советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, в.н.с. Школы антропологии будущего РАНХиГС, профессор кафедры психологии личности МГУ М.В. Ломоносова Галина Солдатова, в.н.с. Института кибернетики и образовательной информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН Александр Уваров, заместитель директора Школы № 29 г. Подольск Игорь Царьков, руководитель Школы Навигаторов Метаверситет Лика Чекалова, руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков, профессор МГПУ Витольд Ясвин и другие (подробнее).

 

Подать заявку на участие в программах можно на сайте Проекта. Официальный сайт Проекта, горячая линия +7(495) 127-01-19.

 

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приёмная директора
398050, г. Липецк,
ул. Интернациональная, д. 3
Телефон: +7 4742 27-99-12
Факс: +7 4742 27-99-12
E-mail: lip@ranepa.ru
Адрес Skype: lf.ags48
Приемная комиссия
398050, г. Липецк,
ул. Интернациональная, д. 3, каб 211
Телефон: +7 (4742) 27-01-17
E-mail: lfags_priem_2015@mail.ru
Телефонный справочник
Администрация
Подразделения
Кафедры


Пресс-служба
Телефон: +7 (4742) 27-24-83
E-mail: kireeva-nv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления