Новости
/ Современный предприниматель – инициатор, меценат, благодетель, стяжатель – вычеркнуть лишнее!

Современный предприниматель – инициатор, меценат, благодетель, стяжатель – вычеркнуть лишнее!

20
апреля
2020
Современный предприниматель – инициатор, меценат, благодетель, стяжатель – вычеркнуть лишнее!

Мария Гурина
канд.эконом.наук, доцент Липецкого филиала РАНХиГС


Современный предприниматель – инициатор, меценат, благодетель, стяжатель – вычеркнуть лишнее!

Вопрос выбора профессии когда-нибудь встает перед каждым и зависит от ряда различных факторов, хотя сам процесс зачастую включает стандартные этапы. Молодой человек проходит в жизни самоопределение, выбирает профессию по душе или в силу обстоятельств, руководствуясь различными мотивами и опираясь на определенную систему ценностей.

В условиях слома традиционного мировоззрения на труд как источник саморазвития, профессионального интереса, ответственности за работу, внутреннего удовлетворения молодежь выбирает профессиональные ориентиры, опираясь далеко не на традиции, а навязываемое мнение общества о престиже, комфорте и удобстве различных форм занятости. И будущий труд управленца, как ни один другой подходит под это логическое заключение. Более того, проблема выбора профессии менеджера затрагивает не только вопрос профессиональной ориентации в контексте получения красивой и комфортной работы, но в этом, на наш взгляд, кроется глобальная проблема смысла жизни молодежи, и в том числе, проблема её свободы и ответственности перед собой и обществом.

Желание стать менеджером часто сопряжено с образом, который создается СМИ, обществом в сознании молодых людей. Идеология потребления, успех ради материального благополучия, подмена понятий: деньги и власть решают все в жизни человека и делают его счастливым, формируют искаженное представление о профессии и неправильное понимание прав и ответственности руководителя и/или предпринимателя.

Если описать жизнь предпринимателя, занятого исключительно решением экономических вопросов производства, реализации, вновь производства и реализации, получением прибыли, вложением прибыли, то она представляет собой замкнутый круг (цикл) хозяйственной деятельности, несмотря на вероятное развитие и рост экономических показателей. Человек двигается по кругу, оставаясь исключительно в плоскости экономически решаемых задач.

Возможность настоящего развития как личностного, так и организационного, предприниматель, получает, когда выводит целеполагание за рамки утилитарного, экономического значения. Когда цель, которую он ставит, имеет социальное и даже духовное, миссианское значение. Тогда все, что он делает, получает траекторию спирали: не что, а зачем? ради чего и для чего?

Целеполагание являлось системообразующим в предпринимательской деятельности наших купцов и промышленников XIX и начала XX века.
Из истории отечественного предпринимательства мы можем привести некоторые примеры успешных стартапов (под стартапом будем понимать - только что созданную молодую компанию, фирму или проект, которая имеет уникальную идею или продукт и благодаря привлечению денег инвесторов желает заработать большую прибыль). В успех этих людей не верили даже родители, им часто не хватало знаний, их не понимали друзья и подчиненные, а банки не хотели давать им кредиты…Во второй половине XIX века появлялись купцы, которые по своей энергии и оригинальным решениям не уступали сегодняшним предпринимателям мирового уровня.

Стартап «Шелковый путь». В 1908 году четыре мануфактуры семьи Морозовых производили примерно 10% всего российского текстиля. А за сто лет до этого основатель будущего бизнеса крепостной крестьянин Савва Морозов надевал на рассвете лапти, брал мешок с шелковыми лентами и шел пешком в Москву из деревни Зуево. За день старший Морозов преодолевал 80 километров. Идея покупки самого современного английского оборудования, найм высококвалифицированных специалистов и обучение собственных работников новым методом работы привела к созданию одного из успешных проектов в экономике России начала ХХ века .

Стартап «PocketBook». Иван Сытин - российский предприниматель в сфере книгоиздания, инициатор нескольких десятков издательских проектов. В сферу его издательских интересов входили все сегменты книжного рынка — от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы. Наиболее удачный проект, реализованный предпринимателем – выведение на рынок аналога современного покетбука по очень дешевым ценам. В 1884 году к Сытину в магазин зашел общественный деятель Владимир Чертков и предложил издать серию книг, которые мы сегодня назвали бы покетбуками (PocketBook): произведения классиков по дешевым ценам. За первые четыре года издатель выпустил произведения 64 авторов-классиков тиражом свыше 12 миллионов экземпляров. Никто до него не замахивался на такие масштабы. В целом к 1914 году предприниматель выпускал 40% изданий в России.

Стартап «Молочные реки, сырные берега». В 32 года Николай Верещагин, бывший морской офицер, вышел в отставку, предлагает своему отцу запустить стартап по внедрению качественного сыра и масла. Обучение Верещагина в Швеции основам сыроварения позволяет по возвращении в Россию разработать и зарегистрировать проект о создании крестьянских артелей-сыроварен по производству голландский сыр отечественного производства. Результатом его проекта стало распространение артелей по всей России. К 1913 году сливочное масло стало вторым по экспорту продуктом (раньше мы продавали за рубеж только топленое) — одна только Сибирь продавала его на ту же сумму, что и золото со своих приисков.

Стартап «Мыло – критерий цивилизованности». Француз Генрих Брокар, приехавший в Россию в 1860-х годах, свои капиталы заработал на мыле, которое стоило одну копейку и стало доступно всем. Он решил занять нишу по выпуску недорогого мыла в форме огурцов, лимонов, зайчиков и букв алфавита. В дальнейшем сохраняя мыльное производство, он начинает делать одеколон и начинает использовать инструменты современного марктеинга и продвижения товара - проводит настоящую пиар-акцию. В 1882 году на первой Всероссийской выставке он устраивает фонтан из своего нового цветочного одеколона. Посетители приносят из дома банки и сосуды, а те, кто не запасся, просто окунают туда платочки и даже пиджаки.

В анализе дореволюционного опыта предпринимательства нас интересует не только вопрос об инновационной и экономической составляющей отечественных бизнесменов-самородков, но и какие ключевые характеристики присущи всем этим деловым людям, какова идеология бизнеса того периода и можно ли взять на вооружение методы и подходы к управлению организацией сегодня.

На хозяйственную деятельность и трудовые отношения людей в истории России всегда смотрели через призму христианских ценностей, главной целью которых было не столько стремление к экономической выгоде, сколько соблюдение заповедей божьих и жизнь по совести независимо от формы и вида занятости. Сочетание экономического успеха и корпоративной этики, основанной на христианских ценностях позволяло предпринимателю прошлого позиционировать себя как эффективного руководителя, нравственную личность и ответственного гражданина.

Рассмотрим представителей купечества и промышленников, соединивших в своём деле методы экономического успеха и духовного развития.

Одним из представителей отечественных предпринимателей, доказавших возможность соединения в труде бизнесмена экономического и духовного развития, был потомственный миллионер-золотопромышленник Иннокентий Сибиряков - известный общественный деятель России и щедрый благотворитель. Доходы от использования своего капитала он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Православной Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям. С молодости устремленный к поиску жизненного идеала, Иннокентий Сибиряков в расцвете лет принял монашеский постриг и закончил свою жизнь схимником в Свято-Андреевском скиту на Афоне.


Христианские ценности русского купечества как нельзя более полно нашли отражение в трудах предпринимателя дореволюционной России В.Н. Муравьева.

Василий Николаевич Муравьев (будущий преподобный Серафим Вырицкий) был успешный предприниматель и меценат, употребивший свой ум, усердие и таланты в дело. Свою хозяйственную деятельность он замечательно совмещал с выполнением христианских заповедей — любил богослужение, жил по Евангелию: вместе со своей женой Василий Николаевич активно занимался благотворительностью: кормил голодных, посещал больных, благодетельствовал одиноким и немощным. Если Иннокентий Сибиряков – наследственный богач, то Василий Муравьев как говорят сегодня – self-made man. Начал с нуля и достиг значительного экономического успеха, доказав своей жизнью, что возможно построение бизнеса на православных христианских ценностях.

Одним из самых удивительных примеров прямого сочетания духовного служения и занятия предпринимательством может служить жизнь руководителя и собственника одного из известных текстильных предприятий России Василия Грязнова (Канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский).

При жизни Василий Грязнов был широко известен среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Дореволюционная известность будущего святого была связана фабрикой знаменитых павловских платков, которые носили большинство женщин в России. Он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда.

Став купцом 1-й гильдии, В. Грязнов не изменил своему образу жизни - служению Богу и ближнему. Он сумел в себе соединить высокое духовное и богатое материальное. Ему виделась возможность помогать бедным людям, предоставляя им работу, при фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.

В лике праведного Иван Грязнов был прославлен 7 августа 1999 года. День памяти этого святого празднуется 1 марта по новому стилю. В Русской Православной церкви он является покровителем простых людей и бизнесменов. Сам из простой семьи крестьян, сделав карьеру успешного предпринимателя, доказал своей жизнью, что можно стяжать Святой дух будучи занятым далеко «не духовным» делом.

Жизнь этого человека оказала огромное влияние на жизнь города, в котором он жил и трудился - не только в ХIХ веке, но и в последующем времени. В.И. Грязнов совместно с Я.И. Лабзиным основал уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию. Сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа
История предпринимательства богата многими именами: Александр Васильевич Чичкин – основатель молочной промышленности в России, Шоколадный король России Алексей Иванович Абрикосов и многие другие.

Основные позиции их успеха лежат в религиозности предпринимателей, использовании современных технологий того времени, несомненно, образовании и корпоративной культуре, основанной на делах милосердия и благотворительности.

Подводя итог нашему исследованию идеологии дореволюционного российского предпринимательства, следует сказать, что и сегодня мы можем увидеть различные примеры деловых людей, возрождающих ценности русского меценатства, соединяющих идеи коммерческого успеха и социальной миссии и в наше время. Перечислим некоторые из проектов, соединяющие коммерческий успех и социальное служение: сафари-парк под открытым небом (Липецкая область), популяризация историко-культурного наследия и развитие внутреннего туризма (Ярославская губерния), SPLAT – производство и реализация средств гигиены для полости рта.

Многие склонны видеть в социальных проектах отечественных предпринимателей гарантию личной финансовой безопасности, своего рода свидетельство собственной благонадежности, направленное, как в адрес властных институтов, так и на зарубежные рынки, деятельность на которых невозможна при отсутствии положительного имиджа. Однако идеология формируется десятилетиями и необходимо время, чтобы современное отечественное меценатство приблизилось к своему настоящему, истинному, духовному идеалу.



Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приёмная директора
398050, г. Липецк,
ул. Интернациональная, д. 3
Телефон: +7 4742 27-99-12
Факс: +7 4742 27-99-12
E-mail: lip@ranepa.ru
Адрес Skype: lf.ags48
Приемная комиссия
398050, г. Липецк,
ул. Интернациональная, д. 3, каб 211
Телефон: +7 (4742) 27-01-17
+7 (4742) 27-22-24
E-mail: pk-lip@ranepa.ru
Телефонный справочник
Администрация
Подразделения
Кафедры


Пресс-служба
Телефон: 8-(915)-553-97-74
E-mail: shchegolkov-dm@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления